На сегодняшний день на российском рынке представлено огромное количество терминалов спутникового слежения за автомобильным транспортом. Перечень велик, разброс цен огромен и стоят эти системы не дешево! Как же сделать правильный выбор системы спутникового мониторинга и получить то, что нужно, не потеряв на экспериментах?

 

 

Мы постараемся в этой статье рассмотреть принципиальные отличия различных систем ГЛОНАСС/GPS контроля и дать Вам советы по выбору оборудования. Стоит отметить, что вся приведенная ниже информация носит исключительно информационно рекомендательный характер – следовать нашим советам или нет - дело лично Ваше.

Чтобы понять как это работает, можно посмотреть - тут.

Чтобы понять зачем это нужно, можно посмотреть статью - Зачем нужна система мониторинга? Как воруют топливо?

 

Итак о выборе...

 

При выборе компании поставщика спутниковой системы слежения ГЛОНАСС/GPS за транспортом мы рекомендуем обратить внимание на следующие, на наш взгляд, существенные аспекты:

  • Стоимость спутникового терминала и его технические характеристики
  • Надежность работы терминала слежения
  • Прикладное программное обеспечение системы слежения
  • Затраты на последующую эксплуатацию оборудования
  • Оценка технической оснащенности компании поставщика
  • Отзывы о работе поставщика от других потребителей

 А теперь давайте рассмотрим все по порядку.

Стоимость спутникового терминала и его технические характеристики.

Самое главное - перед выбором системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS следует для себя определить, какие именно параметры транспортного средства Вы хотите контролировать и возможно какие параметры контроля Вам могут понадобится в будущем, это простое и элементарное обстоятельство позволит правильно выбрать поставщика спутниковых терминалов слежения и избежать затрат на замену оборудования в случае возникновения необходимости подключения дополнительных параметров контроля. Помните, что в большинстве своем спутниковые терминалы слежения ГЛОНАСС/GPS не поддерживают ап-грейд аппаратной части!

Отличия аппаратной части различных терминалов мониторинга транспорта.

Терминал спутникового мониторинга транспорта это радиоэлектронное устройство, внутри которого в тесном взаимодействии работает множество элементов микроэлектроники. Казалось бы, откуда такой разброс цен на оборудование, если внутри системы практически идентичны? В каждом устройстве присутствует ГЛОНАСС \ GPS приемник для принятия координат и GSM модем для отправки параметрических данных с транспортного средства на сервер хранения информации, откуда разница в цене порой в два или три раза?
Тут есть целый ряд аспектов. Несмотря на то, что внутри терминалы кажутся похожими - это не так! Существует очень широкий диапазон компаний разрабатывающих процессоры, платы, конденсаторы и другие радиодетали. Так вот цена на устройство зачастую и формируется за счет составных частей используемых заводом изготовителем при производстве терминалов спутникового слежения за транспортом. Некоторые предприятия экономят на этих элементах, закупая самые дешевые детали, другие следят за качеством и используют более надежные и дорогие элементы микроэлектроники при производстве.

Как это отобразится на работе устройства в последующем? Давайте рассмотрим… Чтобы сравнить предлагаемое оборудование разных компаний для начала желательно провести сравнение технических характеристик терминалов спутникового контроля транспортной техники. Практика показала, что мало кто перед покупкой уделяет должное внимание этим параметрам. Предлагаем рассмотреть технические характеристики на примере терминала спутникового слежения за транспортом, производства компании ООО «Локарус» город Челябинск.

Набор самых основных технических характеристик устройства спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС \ GPS:

Размеры, мм (с учётом выступающих за пределы корпуса ВЧ- разъёмов) 160х85х28
Диапазон напряжения питания, В 7,5..36
Напряжение запуска, В 11
Потребляемый ток в установившемся режиме, мА 150
Количество входов типа "сухой контакт", макс. 5
Количество входов для проточных датчиков расхода топлива, макс 4
Аналоговых входов 4: 2хдифф., 0,7..36В, 2ходнопол., 0..3В и 0..6,5В
Дополнительные измерения таймер (длительность работы форсунки ), частотомер (обороты двигателя)
Цифровые шины USB-host, USB-client, RS-232, RS-485, CAN, J-1708, K-line, 1-Wire
Выходы 2

Пункт 1 – размер. На наш взгляд параметр не существенный, в любом ТС места предостаточно чтобы установить устройство. Конечно, чем устройство меньше, тем более дорогие детали в нем используются, так что маленькие габаритные параметры могут косвенно указывать на применение более дорогостоящих деталей. А возможно большой размер связан с наличием более широкого диапазона возможностей оборудования, на это тоже стоит обратить внимание. Не всегда то, что меньше – работает лучше!

Пункт 2 – диапазон рабочего напряжения. Нижний параметр указывает на напряжение, при котором устройство отключится, а верхний свыше которого устройство может перегореть. Чем ниже первый предел и чем выше второй – тем лучше! Почему?

Давайте рассмотрим на примерах…

Нижний параметр.
Если у Вас бензиновое транспортное средство, то напряжение бортовой сети у Вас до 14 вольт. В момент завода транспортного средства напряжение падает и чем хуже состояние вашего аккумулятора, тем ниже падает напряжение. В нашем случае вряд ли Ваше транспортное средство заведется, если напряжение ТС упадет до 7,5 вольт, так что и терминал работать не будет – не страшно. А теперь рассмотрим вариант, если бы наша система спутникового мониторинга GPS отключалась при пороге в 10 вольт, например. В момент завода напряжение обычно падает до 9 вольт, но опять же сильно зависит от состояния аккумулятора и изношенности транспортного средства, так вот в данном случае система мониторинга транспорта постоянно, при каждом заводе двигателя, отключалась бы, и вы могли бы получить в программе постоянное пропадание питания. Стоит отметить, что после отключения питания любому устройству необходимо время для запуска в рабочий режим, а именно включиться, загрузить внутренние программы, настроиться на спутники GPS или ГЛОНАСС и начать передавать данные – это займет некоторое время. То есть во втором случае, если спутниковый терминал отключается при падении напряжения ниже 10 вольт, мы можем получить не только периодические пропадания питания, но и потерю начальной части маршрута, если водитель завелся и сразу поехал. Отсюда может вылезти погрешность измерения расстояния и Ваши претензии к водителю будут не обоснованны…
За время работы специалистов нашей компании с оборудованием различных производителей мы заметили, что некоторые устройства после падения напряжения ниже допустимого порога могут вообще с первого раза не запуститься, что свидетельствует о низком качестве применяемых комплектующих.

Верхний параметр.
Бываю случаи, когда на грузовых транспортных средствах выходят из строя реле генератора или еще по причине каких либо неисправностей электрооборудования напряжение скачет вверх. В нашей практике мы видели скачки до 35 вольт на дизеле. Если паспортное значение терминала рассчитано на более низкое напряжение, чем возможные скачки, то такие неисправности просто могут вывести оборудование из строя.

Пункт 3 – напряжение запуска. Почему предлагаемое нами устройство запускается при напряжении выше 11 вольт, если оно нормально работает и при более низком напряжении? Для запуска любого электронного устройства нужно больше энергии, чем для его работы. Можно было бы сделать и меньше, но стоил бы тогда прибор GPS слежения дороже, и на наш взгляд этого достаточно – при рабочем напряжении ниже 11 вольт в ТС, должен загореться индикатор отсутствия подачи зарядки на аккумулятор. Это значит, что на транспортном средстве неисправность и в таком состоянии можно далеко не уехать…

Пункт 4 – Потребляемый ток в рабочем режиме. Чем меньше, тем лучше. Почему? Этот параметр показывает насколько система спутникового слежения сажает аккумулятор Вашего ТС в случае длительных стоянок. Не очень приятно, если система спутникового слежения GPS разрядит аккумулятор за несколько суток простоя.

Пункт 5. «Сухой контакт» — термин, означающий отсутствие у такого контакта гальванической связи с цепями электропитания и «землей», то есть контакт гальванически развязан от управляющего сигнала. В идеальном виде «сухим контактом» являются контакты обычной механической кнопки или геркона и контакты реле (электромагнитных, оптических). Также в качестве сухого контакта могут выступать обычный и концевой выключатели. Для «сухого контакта» нет разницы, какой используется ток — постоянный или переменный, а также безразлична полярность подключения такого контакта.
Наличие подобных входов значительно расширяют диапазон подключения возможных дополнительных датчиков и влияют на правильность показаний получаемых от дополнительных устройств.

Пункты 6, 7, 8, 9. Чем больше входов, тем больше дополнительных устройств Вы сможете подключить к терминалу спутникового слежения ГЛОНАСС для мониторинга различных параметров автотранспортного средства. Так же обращайте внимание на параметры входов и на количество поддерживаемых цифровых протоколов системы мониторинга. Все это позволяет расширить диапазон возможных к подключению дополнительных устройств и датчиков и может влиять на правильность отображения снимаемых показаний.

Пункт 10. Наличие выходов у терминала слежения за транспортом говорит о том, что устройство может не только считывать данные, но и управлять какими то дополнительными узлами и агрегатами Вашего транспортного средства. Например, бензонасос или цепь зажигания – придумайте сами!

Как правило именно количественное наличие дополнительных входов является основным ценообразующим фактором стоимости терминала спутникового мониторинга ГЛОНАСС \ GPS. 

Обратите внимание на возможность считывание терминалом информации с CAN-шины транспортного средства, это даст Вам возможность считывать огромное количество параметров автомобиля, и зачастую, этих данных будет достаточно для обеспечения потребностей контроля любого предприятия без необходимости установки дополнительных датчиков.

 Это далеко не полный перечень технических характеристик устройств спутникового контроля работы ТС, их очень много и на все надо обращать внимание.

Если у Вас есть знакомый специалист в области радиоэлектроники, попросите его осмотреть предлагаемое Вам поставщиком оборудование. Пусть поставщик снимет пластиковый корпус с одного устройства и покажет внутреннее содержимое Вашему знакомому. Зачем? Сегодня кто только не собирает системы мониторинга транспорта! Неизвестно в каких подвалах, чердаках или подпольных цехах это оборудование может собираться. Предложите Вашему знакомому в области радиоэлектроники оценить качество сборки и пайки элементов на плате. Если приборы собираются вручную это сразу будет видно. Человек, который не понаслышке видел платы электронных устройств и без наших рекомендаций сможет оценить предоставленное устройство. Если интегратор отказывается Вам предоставить внутренний вид своих устройств, ссылаясь на коммерческую тайну или гарантийные пломбы, то либо ему есть что скрывать, либо у него плохие отношения с заводом, если ему не разрешено вскрывать пломбы – что тоже плохо!

Также стоит обратить внимание на такое понятие как ремонтопригодность спутникового терминала слежения. Оцените, насколько сложно будет произвести замену элементарных деталей терминала типа конденсаторов. В некоторых устройствах, например, чтобы заменить батарейку нужно орудовать паяльником, что не свидетельствует в пользу изготовителя.
Надеемся, наш краткий поверхностный экскурс в специфику технических особенностей работы систем спутникового мониторинга транспорта, расширил Ваш кругозор и позволит сделать правильный выбор перед покупкой. Не забывайте, что иногда производители осознанно завышают стоимость терминалов мониторинга, иногда чтобы скрыть применение дешевых комплектующих, иногда называют это платой за «Бренд».

Обратите внимание, что существуют тахографы с встроенной функцией терминала спутникового мониторинга! Технические характеристики для сравнения те же. И если примененние тахографов для Вашего автопарка актуально, - рекомендуем всерьез рассмотреть возможность применения таких устройств. 


Значит цена не всегда показатель качества оборудования? Конечно же, нет! Как же сделать правильный выбор и купить систему мониторинга транспорта ГЛОНАСС и не попасть на низкое качество аппаратной части терминала? Об этом ниже…

Надежность работы терминала слежения ГЛОНАСС

Перед покупкой желательно протестировать работу спутникового терминала слежения на «живом» автомобиле и желательно Вашей компании. Нормальный интегратор спутниковых систем контроля транспорта всегда предоставит Вам оборудование на тест-драйв под договор материальной ответственности в случае порчи оборудования. Даже короткий недельный срок позволит Вам оценить работоспособность терминала и сделать вывод о возможностях программного комплекса. Если есть возможность, попросите контакты предприятий, где установлены подобные системы и спросите их отзыв. Если терминалы работают не стабильно, Вам наверняка ответят. В случае, если Вам отказывают в предоставлении оборудования на пробный период тестирования без указания веских причин, значит интегратору, скорее всего, есть что скрывать и потому он Вам не дает возможность ознакомиться с работой терминалов заранее.

На что стоит обращать внимание? Прежде всего, обратите внимание на сам рисунок трека движения автомашины по карте, чем качественнее приемник GPS или ГЛОНАСС, тем трек будет четче. Обратите внимание, насколько сильно срезаются углы трека на поворотах. Посмотрите на показатели отключения питания терминалов, разберитесь, и если Вы не найдете причин объясняющих отключения по причине неисправности ТС то лучше рассмотреть варианты приобретения иного оборудования. Обращайте внимание на пропадания GSM связи с устройством, если подобные явления происходят в зонах уверенного приема сотовой сети, это может указывать на применение дешевых GSM модемов в устройстве. Нормальное устройство спутникового мониторинга работы автотранспорта ГЛОНАСС/GPS должно работать без явных сбоев и искажений, но если таковые произошли, попытайтесь разобраться в причине, возможно это происходит по Вашей вине, точнее вине Вашего ТС и, если Вы не найдете причины тут лучше от такого оборудования отказаться.


Тест-драйв обычно на длительный период интеграторами не предоставляется, обычно 1-2 недели, иногда этого для диагностики оборудования не достаточно. В таком случае, если оборудование по результатам тестирование Вас устроило, рекомендуем не спешить закрывать сразу весь парк транспортных средств системами спутникового контроля водителей. Перестрахуйтесь и купите лишь несколько комплектов и отследите их работу на протяжение более длительного периода времени. В этом случае у Вас будет больше шансов избежать приобретения оборудования GPS плохого качества и последующих убытков от переоснащения. К тому же будет время привыкнуть к новому веянию и Вам и Вашим водителям. 

Прикладное программное обеспечение системы слежения GPS

Прикладное программное обеспечение систем спутникового GPS контроля транспорта является весьма весомым фактором выбора и этому аспекту стоить уделить огромное внимание. Первое с чего стоит начать – это его цена. Некоторые поставщики предоставляют ПО (программное обеспечение) бесплатно, независимо от количества компьютеров осуществляющих мониторинг, другие берут за это деньги и иногда до неприличия огромные! Программный комплекс мониторинга транспорта должен быть интуитивно Вам понятен и содержать максимальный набор функций и отчетов. Это то с чем Вам потом день в день работать. Покупать платный продукт или воспользоваться бесплатным дело Ваше. В процессе работы наши специалисты не увидели ни одного достойного платного продукта, за который стоило бы заплатить. Делайте выводы сами…
Здесь как с обычной программой. Нужно, что бы ПО не зависало, не мешало работе иных прикладных программ, поддерживалось различными версиями Windows и т.д. Чем больше программный комплекс Вам даст инструментов для анализа, тем лучше для Вас. Если на начальном этапе Вы будете применять лишь набор базовых функций, то вскоре по мере освоения программы Ваши потребности будут расти.
Стоит обратить внимание на периодичность обновления программного продукта. Чем чаще обновляется, тем лучше для Вас – это означает, что над программным продуктом работают и постоянно совершенствуют. Значит Вы работаете в ногу со временем без дополнительных затрат, а именно один раз оплатив стоимость оборудования системы мониторинга транспорта программный комплекс совершенствуется Вы получаете новые опции и за это не платите.

Затраты на последующую эксплуатацию оборудования мониторинга ГЛОНАСС/GPS

В данном вопросе рекомендуем ознакомиться с затратами которые ждут Ваше предприятие после покупки систем ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта. Это абонентская плата за работу через сервер интегратора и расходы на сотовую связь. Чем меньше информации будет передавать терминал слежения, тем меньше расходов Вас ждет на GSM связь. Причем, не имеется ввиду количество передаваемой спутниковым терминалом информации по перечню подключенных датчиков и индикаторов, имеется степень сжатия информации и алгоритм работы внутреннего программного обеспечения оборудования. Необходимо чтобы GSM модем устройства устойчиво держал связь и не рвал сессию без причины – все это отражается на объеме передаваемой информации. Плюс ко всему весь переданный устройством объем данных на сервер Вам придется закачивать на диспетчерский компьютер и это тоже может повлечь за собой дополнительные затраты.
Также стоит заранее ознакомиться с тарифами компании интегратора оборудования на диагностику, выезд к Вам на предприятие, на случай необходимости вызова специалистов для выяснения причин неисправности непосредственно на Вашей территории. В некоторых случаях, эти цены необоснованно высоки.

Оценка технической оснащенности компании поставщика мониторинговых систем

Рекомендуем обратить внимание на уровень технической оснащенности интегратора, опыт его работы и сложность реализованных проектов. Например, проведение тарировки ДУТов литровой кружкой не играет в пользу рассматриваемого кандидата.
Стоит выяснить порядок работы службы технической поддержки. Если для этого выделен отдельный человек – это свидетельствует о большой клиентской базе и постоянном взаимодействии с клиентами. 
В поговорке говорится «Встречают по одежке, а провожают по уму». Рекомендуем обратить должное внимание к внешней оценке компании интегратора – офис, расположение, количество персонала, уровень подготовленности кадров, уровень технической оснащенности и т.д.

Отзывы о работе поставщика от других потребителей системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS

Не мало важным фактором оценки интегратора является отзывы со стороны предприятий, которые уже произвели интеграцию систем спутникового мониторинга автомобильного транспорта. Очень часто происходит, изменение отношения компании интегратора систем после оснащения предприятия, когда интерес к Вам пропадает. Спросите в других компаниях насколько оперативно решаются их текущие проблемы, связанные в выявлением неисправностей или ремонтом оборудования, техническим сопровождением и т.д. Если Вам нужна нормальная работа и достойный сервис эти факторы могут сыграть значительную роль при выборе терминалов слежения и компании поставщика.

 В качестве итога:

  • определяемся с перечнем параметром которые необходимо контролировать на транспортном средстве;
  • выбираем оборудование с необходимым набором входов;
  • смотрим качество отображения маршрута;
  • берем на тест-драйв для наглядного понимания принципа работы;
  • смотрим наличие сбоев в работе терминала спутникового мониторинга ГЛОНАСС \ GPS по результатам тест-драйва;
  • оцениваем работу с программным комплексом;
  • оцениваем качество аппаратуры;
  • смотрим на срок гарантии оборудования;
  • оцениваем поставщика.

 

Мы готовы доказать свою состоятельность по любому из указанных пунктов и общем перечне в целом!

 

lls ico4        lls ico2